Понедельник, 29.04.2024, 04:05
Адаптивная система обучения
Адаптивная система обучения
Меню сайта
Наш опрос
Ваше мнение о сайте (оценка содержания)
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Информационный

Адаптивная система обучения

Шрифт
+
-


Современная педагогическая наука считает наиболее прогрессивными образовательными системами АСО и КСО (ж. «Химия в школе» № 2-2002 год). Обратимся к научной публикации Границкой А.С. «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе», М. «Просвещение», 1991год. В данной публикации ученой с практическим опытом учителя сделана попытка вычленить и понять, что же происходит в настоящее время на уровне стихийного совершенствования системы обучения, обоснованы пути перехода к такой системе обучения, которая была бы в состоянии облегчить оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, охватывала бы и продуктивную новаторскую практику, и передовую педагогическую мысль, и главное была бы понятной массовому учителю, и достаточно практичной, не отменяла бы классноурочную систему обучения, нашу родную стихию, вне которой наш учитель практически не жизнеспособен.
Остановимся кратко на сути АСО. Рассмотрим АСО в аспекте организации урока, т.к.
Во-первых, "От урока тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, и взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутри школьной культуре, к формированию новых технологий обучения и воспитания и освоению передового опыта – словом, ко многим сторонам, звеньям и явлениям школьной жизни", Стр. 133 Конаржевский Ю.А. "Система. Урок. Анализ.",Псков: ПОИПКРО,1996.
Во-вторых, в названной выше публикации Границкой А.С. уделено достаточное внимание индивидуальной работе учителя на уроке, организации работы учащихся в парах и группах, сетевому планированию, структуре урока в АСО и т.п., на наш взгляд более кратко дано описание практической организации урока (например уроки физики, стр 130-131, уроки биологии стр. 132 и другие.)

В концепции АСО лежит принципиально новая модель организации обучения в основе, которой лежит в первую очередь изменение структуры урока и роли учителя в управлении учебным процессом. Рассмотрим структуру урока в АСО в сравнении с традиционным уроком. Структура урока в АСО. На обычном (типовом) уроке деятельность учащихся чаще всего носит рецептивный и репродуктивный характер, формы организации познавательной деятельности преобладают фронтальные (беседы, лекции, демонстрации). Опрос по очереди занимают большую часть урока и в общей сложности составляет приблизительно 25 – 30 минут. Возможность говорить учащемуся предоставляется редко, 2-3 минуты за несколько уроков, на большинстве уроков не отвечает ни разу, отвечают чаще всего сильные учащиеся. На уроке в АСО (типовом) деятельность учащихся носит, как правило, рецептивный и продуктивный характер, формы организации познавательной деятельности преобладают групповые и индивидуальные. И в общей сложности занимают до 25 –30 мин. Самостоятельная работа 5 + 10 + 12 + 25мин. Каждый ученик на каждом уроке говорит в среднем приблизительно 8 минут.
При переходе к АСО учителю необходимо научить учащихся работать в статической паре, что является первостепенной задачей, стоящей перед учителем, переходящим к работе в условиях АСО.
Статическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мысленной активности каждого обучающего. Каждый ученик получит возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их.
Половина учащихся говорят одновременно. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Успешно работают вместе и два сильных, и два слабых учащихся, и сильный со слабым при условии взаимного расположения друг к другу. Статическая пара является также школой перехода к использованию ТСО и индивидуальной работе с учителем. После совместной работы в течение некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнеров, что и создает предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационной парах.
Новые организационные формы целесообразно осваивать постепенно. Если в каком – то классе не получается – отступить на время. Провести заново подготовку, уменьшить дозу учебных заданий, обратить внимание на овладение технологией устной самостоятельной работы в различных парах. Терпеливо начать со статической пары. Пусть зададут друг другу по одному вопросу. Потом добавить еще два вопроса и попробовать перейти к работе в динамической паре, затем в вариационной паре.
При работе в режиме «взаимоконтроль» можно проверить не только устные, но и письменные задания и задания по чтению с вычленением главного и фиксацией этого главного (план, опорная схема, конспект, реферат).
Весь учебный процесс при переходе к АСО пронизан возможностями адаптации к индивидуальным особенностям обучающихся, возможностями ориентации на каждого ученика в отдельности в условиях коллективного обучения.
Переход к развивающему обучению без адаптации к индивидуальным особенностям учащихся практически невозможен. Некоторые приемы индивидуализации, используемые в традиционной системе обучения, могут быть значительно расширены в АСО.
Во–первых, учитель имеет возможность отойти от линейного представления об учебном процессе, когда он работает с классом как отдельной единицей, а не с каждым учащимся в отдельности. В АСО создаются условия для широкой адаптации к индивидуальным особенностям каждого ученика.
Во–вторых, совершенствование индивидуальной работы требует совершенствования самого подхода к решению вопроса о воспитании, обучении и развитии учащихся.
Именно во время индивидуального контакта учителя с отдельным учеником важно иметь инструмент для контрольного тестирования уровней обученности, воспитанности, развития. То есть необходимо знать, что ученику требуется все – таки заучить, усвоить, ввести в память путем произвольного запоминания. В каждом предмете должен быть очень тщательно выделен такой минимум, являющейся базовым. Остальной материал прорабатывается с использованием внешней памяти (таблиц, записей, схем) с ориентацией на непроизвольное запоминание, расширяющее возможности каждого ученика, занятого активной творческой деятельностью.
Для каждого предмета необходимо выделить превалирующие виды творческой деятельности, которая вначале будет осуществляться под руководством учителя, а затем, когда общий уровень развития учащихся значительно возрастет, постепенно перейдет в пары.
Чтобы не прерываться в последовательности изложения механизма перехода к АСО, на вопросе организации изучения индивидуальных особенностей учащегося остановимся ниже на страничке "Дигностическая карта учащихся класса" .
Учитель должен иметь возможность следить за состоянием продвижения учащихся в воспитанности, обученности и развитии в результате их самостоятельной работы на уроках и дома. Наряду с другими привычными функциями учителя в условиях АСО возникает необходимость овладеть диагностикой состояний учащихся.
Учитель отвечает за тот участок развития и продвижения учащегося средствами конкретного предмета, который начинается с исходного тестирования (например: скорости чтения, письма, вычислений и т.п.). (Напомним, что при обработке результатов тестирования берутся показатели в процентах, цифрах, но не в пятибалльной шкале, см. "таблицу".

Организация урока в АСО вскрывает дополнительные значительные резервы, это:

- переход от выдачи одинаковых заданий для всех учащихся класса к заданиям адаптациий, т.е. разноуровневым заданиям;
- повышение роли взаимоконтроля и самоконтроля в процессе выполнения самостоятельной работы. Работа в парах (статической, динамической и вариационной) позволяет надежно организовать взаимоконтроль на основе разделения общего задания на части для взаимоконтроля в динамической паре.
- наряду с работой в микроколлективах по 4 человека возможно использование так называемой большой динамической пары, когда каждый ученик класса получает отдельно задание что – то объяснить всем учащимся класса или что-то проверить у всех. Это могут быть и задачи повышенного уровня сложности, которые прорешает со всеми более сильный ученик, и отдельные практические задания, и некоторые разделы теории. Главное внимание должно быть уделено разъяснению характера этой работы как коллективной совместной деятельности. Работа в большой динамической паре продолжается в течение нескольких уроков, пока каждый не поработает с каждым.
- Для большинства предметов достаточно удобным и эффективным является комбинированный урок в АСО, включающий в качестве составной частей объяснения, инструктирования и совмещения индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.
На наш взгляд дополнительными резервами повышения эффективности урока являются и:
-включение заданий на развитие основных познавательных способностей – памяти, внимания, мышления, а так же включения так называемых контрольных вопросов (КВ), позволяющих вести систематическую работу по формированию понятийного аппарата по предмету.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.
Остановимся кратко на общих рекомендациях, предлагаемых А.С. Границкой, по организации индивидуальной работы учителя на уроке.
Независимо от того, каким образом осуществляется управление самостоятельной работой учащихся на уроке и дома дискретно или непрерывно, учитель должен овладеть приемами индивидуальной работы с учащимися на уроке.
АСО предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. Роль учителя состоит не только в подготовке заданий и организации коллективной и индивидуальной особенной работы, главное включиться в нее, стать полноправным членом ученического коллектива. Как и все учащиеся, учитель меняет партнеров, консультирует, оказывает помощь всем, нуждающимся в ней, используя свой высокий уровень компетентности.
Основной задачей в АСО и при индивидуальной работе остается овладение приемами самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности.
Какие операции следует вынести на индивидуальную работу? Как совмещать индивидуальную и самостоятельную работу? Как переходить от одного вида индивидуальной работы к другому? Какие материалы необходимо готовить для индивидуальной работы? Как планировать и учитывать индивидуальную работу, оценивать ее результаты?
На все эти вопросы невозможно дать однозначные ответы. Рассмотрим общие ориентиры, которые в условиях перехода к АСО помогут учителю творчески подойти к их реализации.
Какой вид индивидуальной работы наиболее приемлем на этапе вхождения учащихся в самостоятельную работу? Все зависит от того, какой характер носит самостоятельная работа учащихся, от специфически предмета и возрастных особенностей учащихся.
Часть времени индивидуальной работы учителя уделяется управлению, которое осуществляется в процессе обхода всех учащихся, когда каждому уделяется примерно одинаковое время.
В процессе обхода осуществляется настрой учащихся на плодотворное продолжение самостоятельной работы, дать ответ, подбодрить, похвалить, в это время учитель не выставляет ни каких отметок, не высказывает даже словесных оценок, только мажорный тон, только добро, только забота.
Обойдя всех и убедившись, что все работают, целесообразно перейти к выключенному контролю, в ходе которого учитель определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости. Все это и многое другое может стать объектом оценки за самостоятельную работу. Продолжая обход, учитель останавливается рядом с работающей парой или группой.
Учащимся неизвестно, кого он оценит. Возможно, всех, а может быть, только одного. Так выставляется несколько оценок в журнал и в дневник учащихся.
Постепенно надобность в регулярном управлении и включенном контроле отпадает, так как учащиеся научатся сразу включаться в самостоятельную работу после указания учителя. В этом случае учитель после обучения всех переходит к индивидуальной работе в режиме « отключенный контроль», который предполагает, но не обязывает работу учителя с учеником не по материалам самостоятельной работы (для этого используется включенный контроль), а по специальным дифференцированным материалам для индивидуальной работы учителя с каждым в отдельности.
Некоторый опыт такой индивидуальной работы есть у каждого учителя. Например, вызвав ученика для ответа к доске, учитель практически работает с ним индивидуально, хотя и делается вид, что ученик отвечает классу. Но в условиях АСО индивидуальная работа ведется учителем один на один с учеником, без привлечения внимания остальных учащихся.
В условиях АСО индивидуальная работа осуществляется по особым дифференцированным материалам, которые не навязываются ученику, а предлагаются для выбора. Можно вызвать ученика к столу учителя, а можно самому учителю сесть рядом с учеником (например, на последней парте). При вызове к столу необходимо подумать, как усадить ученика, чтобы весь класс оставался в поле зрения учителя.
На начальном этапе во время индивидуальной работы учитель может проверять то, что ученик должен был сделать самостоятельно, например, устное задание, которое еще раз выполняется под контролем учителя, или письменное, которое учитель проверяет вместе с учеником.
Необходимо перестроить свои представления о характере учебной деятельности учащегося. Не проверять, что он запомнил или получил это в результате решение, а учить его деятельности, направлять его усилия, учить на его индивидуальных ошибках, находить причину их возникновения.
Нет каких – то групп учащихся – есть каждый ученик с его особой индивидуальностью. Нельзя всех дотянуть до одинакового уровня, необходимо дать возможность каждому в мере своих сил и способностей идти от уровня к уровню. Для того чтобы соблюсти справедливость распределения индивидуального времени, необходимо вести строгий его учет (Вводится график учета.).
Главное для учителя – научиться работать в режиме отключенный контроль, т.е. научиться вести отключенную индивидуальную работу по особой материалам, по особым индивидуальным заданиям. Во время этой работы необходимо проводить индивидуальный тестовый контроль, который позволяет сопоставлять уровень обученности учащихся, развития мышления и речи. Тесты должны быть краткими и удобными, позволяющими оценить движение ученика от уровня к уровню.

Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы учащихся на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. На уроке учащиеся овладевают приемами самостоятельной работы, в том числе устной работы – для чего необходим партнер (партнеры) – ученик, учитель, ТСО. Модель урока – у каждого учителя может быть своя, главное после обучения всех, начинаются два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя (может быть и обратный порядок). Изменение педагогического мышления. Необходимо перестраивать свои представления, которые вошли в учителя еще в его бытность ученика. Надо найти в себе силы разорвать эту бесконечную цепь: учу так, как учили меня. Необходимо справиться с недоверием и учащимся, изменить весь стиль взаимоотношений с учениками. Изменить все представления о том, что должен делать ученик и как ему в этом должен помогать учитель. Что он может сделать сам, что с помощью товарища, что с помощью учителя. Придет время, когда все учебники по всем предметам будет самоучителями, иметь многоуровневый характер, являться средствами для организации и проведения самостоятельной работы. Каждый учитель сможет работать плодотворно, творчески используя современную компьютерную технику.

Планируя работу на урок учитель должен уяснить для себя чему следует обучать одновременно всех и чему индивидуально, помня при этом, что не нужно гнаться за обилием излагаемого материала; необходимо выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить, обратив внимание на подбор материала способствующего не только приобретению знаний, но и развитию памяти, логики, мышления, формированию общеучебных умений и навыков. Нужно спланировать самостоятельную работу учащихся в первую очередь задания, обычно даваемые на дом, задания, предусмотренные в тематическом планировании для самостоятельной работы в классе. Но, прежде всего, должен во всех этих заданиях разобраться учитель и не сразу, а шаг за шагом вычленить перечень всех возможных вариантов самостоятельной работы по предмету, составить их список. Например:

  • чтение;
  • решение задач;
  • проведение опытов;
  • выполнение упражнений;
  • ответы на вопросы;
  • и т.д.
  • Отметить те виды заданий, которые могут быть выполнены устно, учтя, что устное выполнение заданий повышает скорость выполнения заданий, позволяет в дальнейшем увеличить объем прорабатываемого материала.
    Особенности урока в АСО

    1.Увеличение времени самостоятельной работы.
    2.каждый ученик говорит несколько минут.
    3.Задания с учетом познавательных способностей.
    4.Взаимоконтроль, самоконтроль.
    5.Работа в парах, группах.
    6.Учет закономерностей ПВМ и их развитие.
    7.Системная работа по овладению понятийным аппаратам по предмету (тезаурус) («КВ», тренировочные задания на I этапе урока).
    8.Главное- организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке по овладению новым материалом (Якиманская). Наиболее полно этим моментам отвечает модель – УРОКА В АСО
    Форма входа
    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Архив записей
    Полезные ссылки
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • http://window.edu.ru/
    • Учительский портал
    • Завуч.инфо
    • Образовательный портал Ucheba.com - posobie.ru, uroki.ru, metodiki.ru
    • Образовательные ресурсы сети интернет
    • Портал свободного программного обеспечения в ОУ РФ
    • Сайт Учёба.ру
    • Министерство образования и науки РФ
    • Сайт "Большая перемена" • Российский общеобразовательный портал

    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    -->