Понедельник, 29.04.2024, 02:42
Адаптивная система обучения
АСО, как одна из форм ЛОО
Меню сайта
Наш опрос
Ваше мнение о сайте (оценка содержания)
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Информационный

Шрифт
+
-
 

   Адаптивная система обучения, как одна  из форм личностно-ориентированного обучения.

Основной признак личностно-ориентированной системы обучения - признание индивидуальности ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывать его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь учебный процесс. 
Современная педагогическая наука считает наиболее прогрессивными образовательными системами АСО и КСО (ж. «Химия в школе» № 2-2002 год). На наш взгляд, организация урока в АСО позволяет реализовать принципы ЛОО.  В предлагаемой таблице сформулированы в параллели основные особенности личностно-ориентированного урока и особенности урока в АСО.                                                                                                                                                                                                                                 
Основные особенности личностно-ориентированного урока Особенности урока в АСО
Конструирование дидактического материала разного типа, вида, формы; определение цели, места и времени его использования на уроке. Предлагаются задания разного уровня сложности (многоуровневые задания с адаптацией); задания на развитие познавательных способностей учащихся
Продумывание учителем возможности для самоуправления учеников. Системная работа учителя по формированию учебного арсенала ученика: навыки работы с текстом учебника, со справочником; владение приёмами мыслительной деятельности; навыки планирования работы; навыки самоконтроля; умение работать в группах, парах; владение методами научного познания; самооценка, взаимооценка.  
Проведение наблюдений за школьниками (процедур отслеживающего характера) Составляется диагностическая карта учащихся класса (с учётом познавательных способностей учащихся, организуется работа на уроке). Отслеживаются темповые показатели обученности, мотивация к учению (через задания с адаптацией).
Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. Работа в парах, в режиме «самоконтроль», индивидуальная работа учителя
Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез. При решении задач на развитие познавательных способностей (памяти, внимания, мышления), при решении задач повышенной трудности.
Организация обмена мыслями, оценками, мнениями. Работа в парах (статических и динамических) в режиме «взаимообучение», «взаимоконтроль»;  индивидуальная работа учителя.
Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов учащихся.  Системная  работа по овладению понятийным аппаратом предмета через контрольные вопросы. Значительное увеличение времени на самостоятельную работу;Ученик может работать в трёх режимах: совместно с учителем, самостоятельно под руководством учителя, индивидуально с учителем.Самостоятельное изучение текста учебника (учитель ставит перед учеником так называемые «открытые» вопросы: «О чём говорится в тексте?», «Что об этом говорится?»)
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого учащегося. Деятельность учащихся на уроке организуется  с учётом их индивидуальных способностей.
Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку. Дополнительная литература, справочная литература, интернет.
Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого учащегося. Составление алгоритмов, блок-схем, опорных сигналов, сравнительных таблиц и т.д. при изучении нового материала, обобщении знаний.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся. Задачи на развитие познавательных способностей учащихся (памяти, внимания, мышления), многоуровневые задания с адаптацией, проблемные задания, работа в парах, группах, работа над понятийным аппаратом предмета.

  
Анализ сравнительной таблицы убеждает в том, что особенности организация  урока в АСО в полной мере совпадают с основными требованиями к личностно-ориентированному уроку.   
Рассмотрим  каким образом на практике реализуются требования к личностно-ориентированному уроке в структуре типового урока в АСО (на примере урока математики), остановившись на некоторых моментах основных этапов урока.   
1этап урока - организационный. Объявляется тема урока, цель урока, план урока. Для предъявления плана урока удобно использовать условные обозначения:  
2 этап урока -  проверка домашнего задания.  На этом этапе урока оформление доски традиционно-следующее: 
                                  
1)
         

   4____5    6____7

2) № 125(а) 3) № 130 4)(задания по отработке тождественных преобразований, вычислительных навыков  и т.д., т.е. формированию ЗУН) 75 км/ч= … м/с

4,5 м2 = … см2

( №125(а) и №130 либо оба домашние, либо один домашний, другой подготавливает к восприятию нового материала)

4) Продолжить числовой ряд: 2, 5, 11, 23, …(задания на развитие ПС учащихся).

  

    Пока идёт работа у доски, класс работает в парах по контрольным вопросам. Что такое контрольные вопросы? По каждому учебному предмету есть информация, которую ученик должен заучить, усвоить. В математике это определения, правила, теоремы, следствия, аксиомы, свойства. Составляется список теоретических вопросов, которые ученик должен знать, -  так называемые контрольные вопросы. Каждый ученик на каждом уроке проговаривает соседу по парте, статической паре, определённую часть теоретического материала, включённую в соответствующий контрольный вопрос. Таким образом,  ежеурочно идёт работа по овладению понятийным аппаратом предмета. Работа в парах – основа для организации устной самостоятельной работы. В парах любого типа в каждый момент времени половина учащихся класса говорит, а вторая половина контролирует. Затем меняются ролями. В статической паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение», могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Работа в статических парах повышает речевую и  мыслительную активность каждого школьника.

 Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, отвечать на вопросы, задавать их.     В парах в режиме «взаимоконтроль» можно проверить домашнее задание, можно выполнить устные упражнения.    Проверив домашнее задание, учителю полезно задавать дополнительные вопросы на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, т.е. вопросы на развитие и совершенствование умственных и познавательных способностей учащихся.   

  Следующий этап урока – изучение нового материала. Одна из форм организации деятельности учащихся здесь – это самостоятельное изучение текста учебника (по вопросам,  плану, предложенными  учителем, по проблемной задаче, поставленной учителем). Обучение правильному чтению учебника – достаточно серьёзное направление в воспитании самостоятельности учащихся. Здесь уместно высказывание мыслителя древности Сенеки: «… то, что приобретается при чтении посредством пера, превращается в плоть и кровь». Для стимуляции самостоятельной активности учеников, развития мышления при работе с текстом учебника учителю необходимо ставить так называемые «открытые» или универсальные  вопросы: «О чём (о ком) говорится в тексте?», «Что об этом говорится?»      Закончив объяснение нового материала, учитель подводит итог этой части урока в виде таблицы, алгоритма, (например,  алгоритм решения квадратного уравнения ах2 + вх +с = 0)   задаёт вопросы на понимание изученного материала, применение, выделяет главные вопросы, которые формулирует как контрольные вопросы, и которые учащиеся вносят в список контрольных вопросов и отвечают на них в парах здесь же на уроке.   

 Следующий этап урока – самостоятельная работа. Организационная структура урока в АСО позволяет увеличить время на самостоятельную работу. С учётом того, что при самостоятельной работе все учащиеся  работают в разном темпе и требуют  разную степень помощи (успешный и способный меньше, неуспешный и трудный больше) в АСО применяют многоуровневые задания с адаптацией. Главное их достоинство – полная занятость всех учащихся. Каждый работает в меру своих способностей и возможностей, в своём темпе. Работают в режиме «самоконтроль», «взаимоконтроль», что обеспечивает полную контролируемость результатов. При этом каждому обеспечена необходимая доза помощи  со стороны учителя.   
Таким образом, можно отметить следующие положительные моменты урока  данной структуры в АСО:

1.Деятельность учащихся на уроке организуется с учётом их индивидуальных способностей;
2.Увеличение времени на самостоятельную работу; 
3.Системная работа по овладению понятийным аппаратом предмета через контрольные вопросы; 
4.Задания разного уровня сложности (многоуровневые задания с адаптацией); 
5.Обучение самоконтролю, взаимоконтролю, работе в парах, умению добывать знания, обобщать, делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде; 
6.Учёт закономерности памяти, внимания, мышления, воображения.  
Таким образом, всё это и  то, что составляет так называемый учебный арсенал ученика, помогает ученику лучше учиться, а учителю учить.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Полезные ссылки
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
• http://window.edu.ru/
• Учительский портал
• Завуч.инфо
• Образовательный портал Ucheba.com - posobie.ru, uroki.ru, metodiki.ru
• Образовательные ресурсы сети интернет
• Портал свободного программного обеспечения в ОУ РФ
• Сайт Учёба.ру
• Министерство образования и науки РФ
• Сайт "Большая перемена" • Российский общеобразовательный портал

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
-->