Понедельник, 29.04.2024, 03:44
Адаптивная система обучения
От автора Ф
Меню сайта
Наш опрос
Ваше мнение о сайте (оценка содержания)
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Информационный

Шрифт
+
-


Автор: Перегородин Анатолий Иванович, директор МОУ "Сольвычегодская средняя    общеобразовательная школа" Архангельская область, учитель физики. Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ, высшие категории учителя, руководителя.

МОДЕЛЬ УРОКА ФИЗИКИ В АСО.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.

       Переходя к работе в АСО, преподлагается, что учитель прежде всего, будет придерживаться общей модели урока в АСО.

Согласно этой модели – после обучения всех,  начинаются два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя. Может быть обратный порядок. Модель у каждого учителя будет сформирована по – своему.

Готовясь к уроку, необходимо начинать с чертежа модели урока.


Тем не менее, усвоив общую модель урока в АСО, который в публикации А.С.Границкий «Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе». М. «Просвещение», 1991г. уделено достаточное внимание, учитель физики испытывает  значительные затруднения в создании продуктивной модели конкретного урока физики в АСО.

Одной из главных причин, на мой взгляд, является довольно слабое освещение в данной публикации практического материала (рассмотрено всего два урока физики на стр. 130-131, названной выше публикации без графической модели урока, без подробного  словесного описания модели урока, конкретизации индивидуальной работы учителя на уроке).

Исходя из сказанного выше, учителю придется нарабатывать свой опыт внедрения АСО, который можно предположить, не всегда окажется удачным и главное не трудоемким.

В важности последнего приведу выдержку «Любой учитель заинтересован в освоении передового опыта, который не только улучшает результаты, но и облегчает труд. Но преимущества того или иного метода не навязывается – в них убеждают». (Журнал «Н.О.», №6, 1994г. «Урок снаружи и внутри», А.Кельман учитель математики 820 школы, г. Москвы.)

Успешность внедрения в практику работы учителя физики АСО требует более подробного описания различных моделей урока физики в АСО – тех моделей, которые наработаны практикой и позволяет добиться прочных ЗУН учащихся, способствовать их творческому развитию.

Изучив различные конструкции урока физики в АСО, учителю легче будет создать свою «технологию» конструирования  собственного урока в АСО – обеспечивающего наилучший на данном этапе его работы результат, применительно к особенностям класса, его учителя опыта и знаний.

Необходимо отметить особенности учебной программы по физике – до 70%, это уроки получения новых знаний.

Основным отличием АСО от традиционной системы обучения является усиление самостоятельной работы учащихся на уроке. Исходя из особенностей учебной программы для самостоятельной работы учащихся чаще всего будет представлен очередной параграф учебника. Организуя самостоятельную работу учащихся с параграфом учебника, необходимо напомнить, что рациональность работы с учебником определяется умением сосредоточить внимание на теоретической части и умением отвлекаться от  практического материала. Для этого учитель должен показать ученикам «границу», которая разделяет учебник на две большие и самостоятельные области теоретический материал – практический материал.

В свою очередь теоретический материал учебника можно расчленить на три части и с каждой частью работать в отдельности.

Описательный материал – к нему относится все то, что связано с характеристикой явлений и предметов. В характеристике существенные признаки сходства и отличия явлений и предметов. Описательная характеристика может носить форму определения или рассказа. Описательный материал  не нуждается в доказательствах.

Описание отвечает на вопрос «Что это такое?»

            «Что это за явление (устройство)?»

Объяснительный материал – к нему относится все то, что раскрывает связи и отношения, и то, что доказывает их  устойчивый, повторяющий (закономерный) характер. Объяснительный материал может иметь форму законов, свойств, теорем, принципов тех или иных теоретических положений с приведенными доказательствами. Объяснение обычно отвечает на вопрос: «Почему и как оно существует, происходит (работает)?».

 

Предписывающий материал – к нему относятся все правила и практические рекомендации (предписания).

В основной школе преобладает описательный материал, в старших классах средней (полной) школы преобладает  объяснительный материал.

Для стимуляции самостоятельной активности детей при работе с тестом учебника учителю необходимо пользоваться вопросами типа:

Как это можно изменить?

А если это увеличить или уменьшить?

А если это соединить с чем – либо? и т.д.

Учитель сам может ставить вопросы, стимулирующие творческое мышление, используя так называемые «открытые» вопросы, на которые можно найти несколько ответов. Вопросы с одним правильным ответом («закрытые» вопросы) необходимы для  выявления знания фактов, но они не стимулируют творческую активность. Поработав самостоятельно, учащиеся приступают к обсуждению изученного в парах, (группах). Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет учащимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного  конфликта.

Жесткая организация школьника на поиск ответов, а не на порождение вопросов, преобладание на уроках вопросов, адресованных к памяти, а не мышлению учеников, приводит к критической ситуации в развитии любознательности ребенка: дети перестают задавать вопросы.

Работа учащихся с «закрытыми» вопросами затрудняет  понимание текста. Обобщение текста как целого представляет трудность.

Объединить все содержание текста общим смыслом позволяют «открытые» вопросы типа:

О чем (о ком) говорится в тексте?

Что об этом (о нем) говорится в тексте?

Хорошо запоминается то, что хорошо понято. Усвоив содержание, ученик легче запоминает материал, создавая предпосылку для дальнейшей творческой работы. Не нужно гнаться за обилием материала; необходимо выбрать главное.

Усвоив материал надо его воспроизвести (кому – либо или учителю, или ученику, родителю) здесь активизируется специфический вид памяти – речедвигательная (работа в парах, группах). Работая с текстом учебника, необходимо учесть, что многократное  повторение основного материала - один из приемов работы по формированию прочных ЗУН учащихся. Поэтому необходимо выделить главные вопросы §, записать их в список «КВ» (контрольных вопросов) и ежеурочно работая с этими вопросами, сравнительно легко добиться из знания всеми учащимися.

Как показывает практика эффективнее добиться индивидуализации обучения работая над одним материалом, но, давая возможность каждому проявить свой уровень самостоятельности, свое творчество, свой темп работы, при этом обеспечивая каждому необходимые дозы помощи.

Объединить содержание задачи общим смыслом также позволяют перечисленные выше «открытые вопросы». Вопросы типа: Что дано по условию? Что нужно определить?, целесообразно давать, после того как ученики уяснили, о чем говорится в тексте задачи.

Опираясь на перечисленные выше установки, опишем общую модель типового урока физики в АСО, которая наработана автором в процессе практической работы, а также для иллюстрации соответствия модели опыту приложим конспект урока физики с описанием его отдельных этапов.

В дальнейшем не обязательно каждый раз проводить графический анализ урока и сопоставлять его с моделью урока в АСО, (Границкая А.С. «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе», М. «Просвещение», 1991год, стр.63).

Усвоив технологию построения урока (формирования новых знаний) в АСО не трудно будет смоделировать урок закрепления знаний, урок лабораторную работу.

 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (АСО) НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Главная цель АСО - достижение максимально возможных результатов при минималь­ных затратах времени и сил.

Адаптивная система обучения - система, помогающая и учащемуся, и учителю.  АСО создает атмосферу сотрудничества в учебном процессе.

Отношение к учащимся следует поддерживать доверчивое и объективное, называть их следует по именам используя само- и взаимопроверку работы, приемы поощрения. Необходимо добиваться, чтобы урок был интересен.

АСО предполагает использование всех видов восприятия и памяти. Для включения слуховой и двигательной  видов памяти можно использовать проговоры про себя, вслух и в парах (формулы, определения, правила и др.) Можно использовать двух- или трехкратное повторение узловых моментов в случае необходимости.

В АСО создаются условия для плодотворной работы учащихся с высоким уровнем знаний и для тех, кто нуждается в постоянной педагогической поддержке. С этой целью используется индивидуальная работа учителя на уроке. 

В АСО присутствует коллективная деятельность. Используется парная, групповая работа на уроке. Групповая форма работы удачна во время лабораторных работ, выполнения заданий.

 Самостоятельная работа  в АСО одна из главных форм работы на уроках. Это не только традиционные задания на 2 и более ва­риантов, выполняемые на оценку.

Самостоятельная работа может готовить в восприятию новых званий; может прово­диться для закрепления знаний и умений; может быть устной или письменной; комбинирован­ной или практической; групповой, парной или индивидуальной.

Оценки учащиеся ставят сами себе (если это самопроверочная работа) или соседу по парте (если это взаимопроверочная работа).
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Полезные ссылки
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
• http://window.edu.ru/
• Учительский портал
• Завуч.инфо
• Образовательный портал Ucheba.com - posobie.ru, uroki.ru, metodiki.ru
• Образовательные ресурсы сети интернет
• Портал свободного программного обеспечения в ОУ РФ
• Сайт Учёба.ру
• Министерство образования и науки РФ
• Сайт "Большая перемена" • Российский общеобразовательный портал

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
-->