Организационной сущностью АСО является новая модель организации урока: учитель часть учебного времени, как и обычно, работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся.
Эффективность усвоения заметно повышается в том случае, если преподаватель не только наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а занимается в это время с некоторыми из них индивидуально. Учащиеся могут работать в трех режимах: под руководством педагога, индивидуально с ним и самостоятельно. Самостоятельные занятия учащиеся продолжают дома. Время урока максимально используется для устной самостоятельной работы в статических и динамических парах.
Основным признаком работы в АСО является значительное увеличение времени для самостоятельной работы ученика на уроке. При переходе к АСО учителю необходимо проанализировать урок графически. Сопоставление графического анализа модели урока со структурной моделью урока в АСО позволит выделить не только элементы урока, соответствующие модели АСО, но и резервное время, что облегчит переход к конструированию урока в зависимости от поставленных целей. Анализ урока следует начать с уточнения времени, фактически затраченного на отдельные этапы обучения. При графическом сопоставлении моделей уроков в традиционной системе обучения и в АСО становится очевидным, что контроль учителя, проводимый при опросе учащихся с места и у доски, замещается индивидуальным контролем. Высвободившееся время можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся на уроке.
Функция учителя, когда работает класс самостоятельно, несколько видоизменяется. Учитель помогает учащимся овладеть приемами самостоятельной работы, оказывать помощь ученикам при возникновении трудностей во время работы в режиме «взаимоконтроль», анализировать причины возникновения ошибок и совместно исправлять их. Учитель контролирует и самостоятельную работу учащихся, и выполнение специальных индивидуальных заданий.
На занятии должно быть реализовано дидактическое правило «учить школьников на уроке». С этой целью до начала изучения новой темы определяется оптимальный объем знаний для каждого класса, предусматривается необходимое количество времени для его осмысления школьниками в ходе учебного занятия. Для самостоятельной деятельности школьников необходимо создать благоприятный эмоциональный фон, что достигается благодаря изменениям в оценочной деятельности, введению самоконтроля и самооценки учащихся. Переход к взаимоконтролю на начальном этапе при отсутствии материалов с обратной связью для самоконтроля и взаимоконтроля ведется по четко указанным критериям, на глубоком доверии к учащимся. Подсказка из запретной становится не только средством обучения, но и средством воспитания. Меняется и функция оценки, выставляемой соучеником, проверяющим работу.