Комментарий к уроку:
«Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива».
Цель: дать понятие о теплоте сгорания различных видов топлива.
I.Орг.момент. Учитель сообщает план урока.
II этап урока. Повторение изученного материала. Учитель дает задание на первый этап урока /записи на доске соответствуют записи в конспекте урока шрифтом синего цвета/.
Трое учащихся отвечают у доски. Двое решают новые задачи /не домашние/ один ученик проводит работу по переводу физических величин в систему «СИ» /почти на всех уроках такое задание присутствует/. /Записи учеников на доске в конспекте – красной пастой/. 6 учеников – ассистентов учителя проверяют выполнение домашнего задания /две задачи №1 стр.78, №1 стр.77, дидактический материал под редакцией Н.А.Родиной и др./, и знание контрольных вопросов. Из них – 4 учеников проверяют выполнение д/з – решение задач, 2 учеников проверяют контрольные вопросы / «КВ»/. Остальные ученики работают в статистических парах, отвечают на контрольные вопросы указанные под условным обозначением
5 7
6 2
8 3
9 4
Сидящие слева пары задают вопросы 5,6,8,9 затем наоборот – сидящие справа задают вопросы 7,2,3,4 – сидящие слева отвечают.
Учитель в это время работает в режиме включенный контроль (ВК). Слушает ответы учащихся в парах, оказывает помощь учащимся, не справившимся с выполнением д/з, проверяет понимание изучаемого материала отдельными учащимися /задает вопросы, помещенные в конце параграфа зад. на дом./.
Ученики, выполнившие задания у доски сразу же садятся на место и включаются в работу всего класса.
Через 5 – 6 минут ассистенты учителя сдают листочки – отчеты по проверке ДЗ и «КВ».
Учащиеся выполнившие задания б/, в/, г/ быстро объясняют выполнение своих заданий всем учащимся, учащиеся только слушают. При наличии времени учитель задает по дополнительному вопросу из задания а/, оценивает ответы – оценки выставляет в журнал. Затем учитель спрашивает: «Кто ответил на «КВ» на оценку «5» поднимите руку! Одного из учеников просит повторить ответ. Кто ответил на «4» и снова просит повторить ответ – выставляет оценки в журнал – подтвердившим свои оценки выставленные товарищем по парте.
Критерии оценки за «КВ» 2 ответа – «3»
3 ответа – «4»
4 ответа – «5»
Выставляя оценки ответившим у доски /три оценки/. В специальный лист учета выполнения Д/З выставляются оценки выставленные ассистентами, за «КВ» выставляются, как правило, в классный журнал.
III.Учитель еще раз обращает внимание на вопросы 2,4,7 из «КВ».
IV.Объяснение нового материала. Краткая вступительная беседа, в которой учителем ставится проблема.
Внутренняя энергия тела велика, как ее использовать?
Отвечая на вопросы о чем говорится в тексте, что об этом говорится? Ученики приходят /с помощью учителя/ к выводу, что при сгорании топлива повышается температура продуктов сгорания, а значит, возможна теплопередача /передача энергии другим телам/. По ходу решения проблемы усваивается понятие теплоты сгорания топлива.
V.Затем ученики работают в статистических парах. Учитель предлагает рассказать друг другу на вопросы «О чем говорится в тексте?», «Что об этом говорится?».
Выделяется главный материал для запоминания, контрольные вопросы / «КВ»/.
10.Что называется удельной теплотой сгорания топлива?
11.Чему равно Q выделяющейся при сгорании топлива?
VI.Решается фронтально типовая задача из упр.6/2/ Задается ДЗ §11 упр.6/3/, «КВ» 6_11, диктуется учителем «КВ» №1- и !!.
VII.Учащиеся приступают к самостоятельной работе, решению задач упр.6/4/, учащиеся выполнившие упр.6/4/ могут перейти к решению д/з или выполнению заданий с адаптацией
№ 884, 888 сборник вопросов и задач по физике. В.И.Лукашик, 1981г.
В это время учитель работает в режиме ВК, если учащиеся включились в работу, то учитель переходит к индивидуальной работе с учащимися и работает в режиме ОК.