Автор: Ноговицына Валентина Валериевна, учитель
математики МОУ "Сольвычегодская средняя
общеобразовательная школа" Архангельская область, высшая категория.
МОДЕЛЬ УРОКА В АСО.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.
Рассмотрим каким образом на практике реализуется урок в
структуре типового урока в АСО (на примере урока математики), остановившись на
некоторых моментах основных этапов урока.
1этап урока -
организационный.
Объявляется тема
урока, цель урока, план урока. Для предъявления плана урока удобно использовать
условные обозначения:
2 этап урока -
проверка домашнего задания.
На этом этапе урока
оформление доски традиционно-следующее:
4
5
6
7
|
1) № 125(а)
2) № 130
|
4,5 м 2 = … см 2
(задания
по отработке тождественных преобразований, вычислительных навыков и т.д., т.е. формированию ЗУН)
|
4) Продолжить числовой ряд:
2, 5, 11, 23, …
(задания на
развитие ПС
учащихся).
|
( №125(а) и №130 либо оба домашние, либо один домашний,
другой подготавливает к восприятию нового материала)
Пока идёт работа у
доски, класс работает в парах по контрольным вопросам. Что такое контрольные
вопросы? По каждому учебному предмету есть информация, которую ученик должен
заучить, усвоить. В математике это определения, правила, теоремы, следствия,
аксиомы, свойства. Составляется список теоретических вопросов, которые ученик
должен знать, - так называемые
контрольные вопросы. Каждый ученик на каждом уроке проговаривает соседу по
парте, статической паре, определённую часть теоретического материала,
включённую в соответствующий контрольный вопрос. Таким образом, ежеурочно идёт работа по овладению понятийным
аппаратом предмета. Работа в парах – основа для организации устной
самостоятельной работы. В парах любого типа в каждый момент времени половина
учащихся класса говорит, а вторая половина контролирует. Затем меняются ролями.
В статической паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями
учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение»,
могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Работа в
статических парах повышает речевую и
мыслительную активность каждого школьника. Каждый ученик получает
возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать,
подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их
возникновения, отвечать на вопросы, задавать их.
В парах в режиме
«взаимоконтроль» можно проверить домашнее задание, можно выполнить устные
упражнения.
Проверив домашнее
задание, учителю полезно задавать дополнительные вопросы на развитие памяти,
внимания, мышления, воображения, т.е. вопросы на развитие и совершенствование
умственных и познавательных способностей учащихся.
Следующий этап
урока – изучение нового материала. Одна из форм организации деятельности
учащихся здесь – это самостоятельное изучение текста учебника (по
вопросам, плану, предложенными учителем, по проблемной задаче, поставленной
учителем). Обучение правильному чтению учебника – достаточно серьёзное направление
в воспитании самостоятельности учащихся. Здесь уместно высказывание мыслителя
древности Сенеки: «… то, что приобретается при чтении посредством пера,
превращается в плоть и кровь». Для
стимуляции самостоятельной активности учеников, развития мышления при работе с
текстом учебника учителю необходимо ставить так называемые «открытые» или
универсальные вопросы: «О чём (о ком)
говорится в тексте?», «Что об этом говорится?»
Закончив
объяснение нового материала, учитель подводит итог этой части урока в виде
таблицы, алгоритма, (например, алгоритм решения квадратного уравнения ах 2 + вх +с = 0:
задаёт вопросы на понимание изученного материала,
применение, выделяет главные вопросы, которые формулирует как контрольные
вопросы, и которые учащиеся вносят в список контрольных вопросов и отвечают на
них в парах здесь же на уроке.
Следующий этап
урока – самостоятельная работа. Организационная структура урока в АСО
позволяет увеличить время на самостоятельную работу. С учётом того, что при
самостоятельной работе все учащиеся
работают в разном темпе и требуют
разную степень помощи (успешный и способный меньше, неуспешный и трудный
больше) в АСО применяют многоуровневые задания с адаптацией. Главное их достоинство
– полная занятость всех учащихся. Каждый работает в меру своих способностей и
возможностей, в своём темпе. Работают в режиме «самоконтроль»,
«взаимоконтроль», что обеспечивает полную контролируемость результатов. При
этом каждому обеспечена необходимая доза помощи
со стороны учителя.
Таким образом, можно
отметить следующие положительные моменты урока
данной структуры в АСО:
1) деятельность
учащихся на уроке организуется с учётом их индивидуальных способностей;
2) увеличение
времени на самостоятельную работу;
3) системная
работа по овладению понятийным аппаратом предмета через контрольные вопросы;
4) задания
разного уровня сложности (многоуровневые задания с адаптацией);
5) обучение
самоконтролю, взаимоконтролю, работе в парах, умению добывать знания, обобщать,
делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде;
6) учёт
закономерности памяти, внимания, мышления, воображения.
Таким образом, всё это и то, что
составляет так называемый учебный арсенал ученика, овладение которым помогает
ученику лучше учиться, а учителю учить.
|